О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЗАПОЛЬСКИЙ
доктор юридических наук, профессор
заведующий сектором административного
и бюджетного права Института государства и права РАН
E-mail: zpmoscow@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена возможностям и перспективам реформирования исполнительной власти в условиях дальнейшей демократизации государственного управления. Главной задачей представляется преобразование функций исполнительных органов в их обязанности и ответственность перед обществом, бизнесом и гражданами.
В статье также обсуждаются проблемы кодификации законодательства об административной ответственности.

Ключевые слова: исполнительные органы, административное право, управленческие процедуры, контроль, социальная ответственность, административная ответственность.

Abstract. The article dedicated to problems of reforming of executive branch of government under curcumstancers of democratization of government in R.F. The main direction on this way consists in converting administrative opportuties of government agencies into its responsibilitiy in front of society, business and individuals.
The article is also discussing the problems of classifications of administrative lеgislation.

Key word: governmenal agencies, administrative law, administrative praedures, control, social responsibilities,
administrative sanction.

Государственное управление, являясь комплексным экономико-политическим явлением, материализуется, получает социальную определенность через ряд взаимосвязанных, но самостоятельных правовых институтов, среди которых форма правления, представительная власть, законодательство, судебная система, государственное устройство, прокурорский надзор, исполнительная
власть. Все они в совокупности призваны и предназначены для осуществления государственного управления в широком смысле. Наделение исполнительной власти функцией монопольного управления экономическими, социальными, политическими процессами, текущими в стране означает потерю другими структурными элементами механизма управления самого смысла существования,
превращение их в атрибутивные институты для «внешнего употребления». Такое положение вещей сложилось в частности, в результате государственного переворота 1917 года, результатом которого стал долгий период превалирования исполнительной власти над всеми другими государственными институтами. Правительство (Совет народных комиссаров и Совет Министров) было поставлено не только выше всех других органов государственной власти, но и над ними. Оставляя в стороне отдельную научную задачу исследования способов и форм осуществления подобной организации власти, отметим, что именно это приводило и приводит к неверному выводу о тождественности государственного управления и функционирования механизации исполнительной власти. Причина этого, по мнению М. П. Петрова в том, что «Российская правовая политика в административной сфере… сохраняет черты излишне сильного административного влияния, авторитарности и политической конъюнктуры, что имеет внешнее выражение в гиперцентрализме и псевдодемократическом характере власти, концентрации и централизации исполнительной власти, декоративности принципа разделения властей…»1.

 

Feedback



Contact information

34 Lavochkina St., Moscow, 125581

ipp2016@bk.ru

О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЗАПОЛЬСКИЙ
доктор юридических наук, профессор
заведующий сектором административного
и бюджетного права Института государства и права РАН
E-mail: zpmoscow@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена возможностям и перспективам реформирования исполнительной власти в условиях дальнейшей демократизации государственного управления. Главной задачей представляется преобразование функций исполнительных органов в их обязанности и ответственность перед обществом, бизнесом и гражданами.
В статье также обсуждаются проблемы кодификации законодательства об административной ответственности.

Ключевые слова: исполнительные органы, административное право, управленческие процедуры, контроль, социальная ответственность, административная ответственность.

Abstract. The article dedicated to problems of reforming of executive branch of government under curcumstancers of democratization of government in R.F. The main direction on this way consists in converting administrative opportuties of government agencies into its responsibilitiy in front of society, business and individuals.
The article is also discussing the problems of classifications of administrative lеgislation.

Key word: governmenal agencies, administrative law, administrative praedures, control, social responsibilities,
administrative sanction.

Государственное управление, являясь комплексным экономико-политическим явлением, материализуется, получает социальную определенность через ряд взаимосвязанных, но самостоятельных правовых институтов, среди которых форма правления, представительная власть, законодательство, судебная система, государственное устройство, прокурорский надзор, исполнительная
власть. Все они в совокупности призваны и предназначены для осуществления государственного управления в широком смысле. Наделение исполнительной власти функцией монопольного управления экономическими, социальными, политическими процессами, текущими в стране означает потерю другими структурными элементами механизма управления самого смысла существования,
превращение их в атрибутивные институты для «внешнего употребления». Такое положение вещей сложилось в частности, в результате государственного переворота 1917 года, результатом которого стал долгий период превалирования исполнительной власти над всеми другими государственными институтами. Правительство (Совет народных комиссаров и Совет Министров) было поставлено не только выше всех других органов государственной власти, но и над ними. Оставляя в стороне отдельную научную задачу исследования способов и форм осуществления подобной организации власти, отметим, что именно это приводило и приводит к неверному выводу о тождественности государственного управления и функционирования механизации исполнительной власти. Причина этого, по мнению М. П. Петрова в том, что «Российская правовая политика в административной сфере… сохраняет черты излишне сильного административного влияния, авторитарности и политической конъюнктуры, что имеет внешнее выражение в гиперцентрализме и псевдодемократическом характере власти, концентрации и централизации исполнительной власти, декоративности принципа разделения властей…»1.

 

Feedback



Contact information

34 Lavochkina St., Moscow, 125581

ipp2016@bk.ru